Ловкость как физическое качество человека средства развития ловкости

Как развить специальную ловкость?

После освоения основ данного навыка стоит перейти к более специализированным упражнениям. Они являются еще более эффективными, но в процессе выполнения могут возникнуть определенные сложности.

Рекомендуется совершать следующие тренировки:

  • для этого вам понадобится только мяч. Выйдете на футбольное поле и начинайте вести мяч, через каждые 10 м делайте прыжок вверх, и дальше продолжайте до тех пор, пока не устанете;
  • кидайте мяч об стену и старайтесь ловить его в руки, постоянно меняя положение тела;
  • на баскетбольной площадке ведите мяч от центра до линии штрафной, далее резкий кувырок, и потом бросок по кольцу;
  • если есть возможность, используйте бег с препятствиями, для усложнения задачи можно вести мяч;
  • во время ходьбы прыгайте на скакалке, одновременно стараясь вести мяч.

Вышеперечисленные упражнения будут эффективными для игровых видов спорта, в том числе баскетбола и футбола. Чтобы развиваться в других сферах, необходимо подобрать индивидуальные упражнения, которые в конкретной ситуации будут наиболее эффективными.

Классификация умения. Общая

Ловкость имеет две разновидности: общую и специальную. Без первой составляющей невозможно приобрести вторую. Общая является базой, основой для дальнейшего развития специального навыка. Гибкость, ловкость общего характера достигаются за счет выполнения физических упражнений. Основной упор рекомендуется делать на усовершенствование силы, мощности и скорости.

Когда начинающий спортсмен достигает первых успехов, ему становится значительно проще приобретать специальный навык. Здесь уже речь идет об определенной отрасли мирового спорта. Если человек занимается смешанными единоборствами, ему стоит делать упор на одни упражнения. В случае увлечения легкой атлетикой стоит проводить другие занятия. Более узкая специализация позволяет достичь наиболее эффективного результата в конкретной сфере.

Методы и способы развития ловкости.

Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного   развития  всех   её составных частей:

  • — координационных способностей:
  • — перестроение и/или переключение движений
  • — двигательная точность
  • — умение различать темп и амплитуду движения
  • — прогнозирование   положения движущегося   предмета в   момент  времени
  • — дифференцирование пространственных, временных и силовых   параметров движения
  • — чувства равновесия:  — статическое; — динамическое — совершенствования вестибулярного аппарата
  • — «ловкой» быстроты
  • — частоты движений
  • — способность к изменению ритма
  • — пространственное ориентирование
  • — мышечное чувство
  • —  чувства времени и пространства
  • — реакции:
  • — зрительно-моторные
  • — переключение внимания

Эффективность  в  развитии ловкости, определяется:

 — правильной пропорцией развития  перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки

— целенаправленной тренировочной работой

Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости.  Т. е. составляя план тренировок,    систематически включаем в неё  не только отдельные упражнения,  но и  комплексы  по развитию составляющих частей.

Развитие ловкости представляет собой «комплекс  комплексов», а не набор отдельных упражнений.  На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному  направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества

Для себя мы сделали схему (таблицу) включающую в себя все составные части ловкости и их характеристики. По которой и составляем планы работы по развитию ловкости.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

  1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений,и которые имеется элемент внезапности
  2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.
  3. Упражненияв технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

— разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания

— варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

— регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

— определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий

Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений.  Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности,  амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

Воспитание выносливости

Выносливость человека воспитывается путем решения двигательных задач, которые требуют мобилизации биологических и психических процессов в конце предшествующей фазы или компенсаторного утомления. Такие условия должны обеспечивать несколько вариантов работы с меняющейся структурой двигательного действия и нагрузок.

Основным в развитии выносливости является способ регламентированного упражнения, которое позволяет точно задавать объем и величину нагрузки. В паузах для отдыха спортсмены обычно выполняют задания на расслабление мускулатуры, дыхание, а также развитие подвижности суставов.

При субмаксимальных нагрузках развивать выносливость следует только после упражнений на координацию движений. Интервалы для отдыха, продолжительность и количество таких упражнений должны быть соотнесены с видом предшествующей работы.

Прислушиваясь к физиологам

Как говорят ведущие физиологи (к примеру, Николай Александрович Бернштейн), ловкость — это двигательная находчивость, постепенно перерастающая в умственную. Также физиологи определили, как должен справляться человек с возникающей ситуацией — правильно, быстро, рационально, находчиво. Как говорит Бернштейн, ловкость напрямую связана с функцией управления. А это значит, что главную роль здесь играет нервная система. Однако физиолог не называет ловкость исключительно физическим качеством, таким как сила, быстрота, либо выносливость. Он склоняется к тому, что физическая и психологическая стороны этого качества примерно равны друг другу.

Гибкость.

Гибкость определяется как эластичность – свойство мышц, связок и суставов в целом. Гибкость можно развивать и добиваться высоких её показателей во всех возрастных периодах развития организма, даже в преклонном возрасте, о чем свидетельствует жизнь спортсменов, цирковых артистов, артистов балета.

1. Использование физических упражнений на растягивание возможно только после соответствующей специальной разминки, ибо можно повредить мышцы и связки. Это зависит от места времени, а также условий проведения занятий физическими упражнениями.

2. Серийность и постоянное усиление растягивания. Не допускать болевых ощущений, возможностей получения травм.

3. На занятиях по физической культуре рационально использовать физические упражнения на растягивание. Их можно применять только после разминки, после основной части урока, а также в заключительной части урока физической культуры

Гибкость

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

зависит от:

  1. эластичности и податливости мышц связок
  2. от температуры внешней среды
  3. от суточной периодики (утром, вечером)
  4. от строения суставов
  5. от общего состояния организма

различают:

a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость — амплитуда достигается  за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»

Средства развития гибкости

  1.  упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды
  2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет

активная гибкость развивается: 10 — 14 лет

пассивная гибкость: 9 — 11 лет

От чего зависит ловкость?

Как уже было отмечено, ловкость отчасти дается с рождения, но и развить это качество в процессе тренировок вполне реально. Для достижения положительного результата необходимо быстро оценивать ситуацию в любой момент, понимать свои возможности и использовать их на все сто процентов. Ловкость, гибкость, сила являются неотъемлемыми составляющими физической формы человека. Чтобы чувствовать себя уверенно, следует проводить правильные эффективные тренировки на усовершенствование своих качеств.

Что касается ловкости, то здесь нельзя не вспомнить волевой фактор. Умение бороться с трудными ситуациями играет очень значимую роль. Но наиболее важным является умение передвигать тело в пространстве с максимальной скоростью. Именно этот фактор в большей степени определяет ловкость.

Упражнения на гибкость

Баскетбол во многом является игрой именно на дальность. Порой от того, как дальше игрок сможет вытянуть ту или иную конечность (не доходя при этом до травмы) зависит, насколько большую дистанцию он сможет контролировать.

Поэтому в программу тренировок в тренажерном зале для баскетболиста нужно не забывать включать так называемые шаги спайдермена. Именно это упражнение развивает мобильность ног:

  1. Спортсмен встает в упор лежа.
  2. Правой ногой делает как можно больший шаг вперед и помещает свою стопу правее кисти.
  3. В таком положении баскетболист задерживается на пару секунд.
  4. Затем сгибает руки так, чтобы касаться локтями пола. Если не получается – хотя бы грудью или кончиком носа.
  5. Возвращение в исходное положение.
  6. То же самое упражнение повторяется для левой ноги.
  7. Для каждой из ног делают по 8–10 повторов.

Начиная с ранних лет

Развитие ловкости у детей — процесс не такой простой, как кажется с первого взгляда. Неверно думать, что ловким ребёнок может стать, если будет заниматься исключительно спортом.

Развитию ловкости также способствуют акробатические упражнения — взять, к примеру, любимый всеми детьми батут. Помимо ловкости на нем хорошо разрабатывается координация движений. Большую роль также играет и статика, а именно умение надолго фиксировать тело в различных позах. Хороший пример — занятия йогой

Вообще, очень важно сначала заинтересовать ребёнка, постепенно приучая его к постоянным занятиям. Следует помнить, что запас должен периодически обогащаться, иначе резко снижается способность к обучению

На сегодня существует несколько видов ловкости.

Критерии ловкости

Ловкость имеет определенные критерии, основными из которых являются:

  • Сложность координационных движений. Данный фактор зависит от многих навыков спортсмена и эффективности работы его мышц. Наиболее сложные координационные движения воспитываются на тренировочных базах гимнастов, каскадеров и т. д. Эти люди способны выполнять не только сальто, которое уже является сложным координационным движением. Для выполнения сальто назад спортсмен использует одновременно многие группы мышц и центральную нервную систему, рефлексы которой должны срабатывать моментально и целенаправленно.
  • Точность выполнения движений. Один из самых важных критериев ловкости, ведь без точности теряется координация и равновесие, соответственно, ни о какой ловкости и речи быть не может. Точность движений поддается вестибулярному аппарату и ЦНС, которые способны выдавать очень быстрые и точные рефлексы при правильной наработке.
  • Скорость изменения положения тела. Пожалуй, самый важный критерий в списке, без которого о ловкости можно забыть. Ведь одним из определений ловкости как раз таки и является: «ловкость — это скорость изменения положения тела». Чем быстрее спортсмен может изменять положение своего тела в пространстве, тем он более ловок, соответственно, сила и мощность у него также развиты на высоком уровне, ведь без этих качеств быстро изменять положения тела не получится.


Знаете ли вы? Швейцарец Андри Рагетли сумел за 35 метров полета провернуться на 1800 градусов и при этом приземлиться на ноги. Новый мировой рекорд был зафиксирован в марте 2017 года.

Примеры упражнений

Развитию ловкости хорошо способствуют спортивные и подвижные игры, сочетание каких-либо акробатических упражнений, прыжки на батуте, бег с препятствиями, гимнастические упражнения на снарядах, жонглирование мячиками, прыжки из положения стоя в длину или глубину, упражнения на равновесие.

Упражнения на развитие общей ловкости

Прежде всего общая ловкость развивается с помощью спортивных игр (теннис, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол), борьбы, акробатики, гимнастики.

  1. Прыжок на руки, согнутые в локтях, а затем кувырок вперёд через голову. Упражнение можно делать до десяти кувырков подряд после его освоения.
  1. Задний кувырок через голову на руку согнутую в локте.
  1. Кувырки как из упражнений 1 и 2, но только в стороны.
  1. Сперва падение назад, а затем быстрое вставание.
  1. Сперва падение вперёд, а затем быстрое вставание.
  1. «Колесо» (гимнастическое) вправо и влево.
  1. Стойка на голове.
  1. Стойка на руках с подготовкой к последующей ходьбе.
  1. Ходьба на руках.
  1. С поворотами на 180-360 градусов прыжки на батуте с падениями на спину, колени, живот, сальто назад и вперёд с поворотами на 180-360 градусов. После приземления — немедленно вставать.

Упражнения на развитие специальной ловкости

  1. С поворотами на 90 и 130 градусов прыжки на месте с ведением 1 или 2-х мячей.
  1. Рывок на пять-шесть метров с ведением 1 или 2-х мячей, кувырок вперёд вместе с мячом в руках, а затем снова рывок.
  1. Ходьба на руках вместе с катанием мяча перед собой. При этом партнёр придерживает ноги.
  1. У стены в парах передачи мяча и со сменой мест. Передачи осуществляются одним мячом.
  1. От центра поля к линии штрафного броска рывок с ведением мяча, затем кувырок вперёд вместе с мячом в руках, а потом бросок по кольцу.
  1. Прыжки через барьеры и ведение мяча при этом.
  1. «Чехарда» с ведением мяча каждым из игроков. Игрок должен брать мяч в руки во время прыжка.
  1. Мячик катится по земле, а игроки через него перепрыгивают.
  1. Ведение мяча и прыжки через скакалку. Вращающие скакалку ещё и ведут мяч.
  1. В парах, а также с передачами мяча прыжки через длинную скакалку. Игроки, которые вращают скакалку, передают мяч.

Ловкость.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки. Время, необходимое для овладения новыми упражнениями, как один из показателей ловкости, зависит от его координационной сложности, физической подготовленности занимающихся, наличие прежнего опыта и выполнение различных движений.

Ценными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч. Значительное место в развитии ловкости занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений.

12.4.1. Физиологические основы появления ловкости.

С
физиологической точки зрения, ловкость
обусловливается большим и разнообразным
запасом условно-рефлекторных связей,
характерных для данных родственных
форм двигательной деятельности человека
и охватывающих функцию первой и второй
сигнальных систем.

Развивать
ловкость — это значит всячески увеличивать
число разнообразных двигательных
условных рефлексов, развивать и углублять
обобщающие свойства второй сигнальной
системы с помощью решения неожиданных
задач в новых ситуациях. Таким образом,
следует добиваться улучшения способности
ЦНС к образованию и синтезированию
временных связей. Тренировать ловкость
— это повышать тренированность ЦНС.

Восприятие
в значительной степени зависит от
предшествующего опыта. Чем шире опыт
в данной области, тем легче и отчетливее
протекает восприятие, тем шире набор
возможных продолжений начатой серии
двигательных действий. Таким образом,
одним из существенных компонентов в
проявлении ловкости будет ответная
реакция с выбором.

Со
скоростью реакции тесно связан другой
ее признак — точность. Точной называется
реакция, которая вполне соответствует
требованиям сложившейся ситуации.
Точная реакция предполагает и точные
движения.

Говоря
о скорости реакции, следует иметь в
виду именно скорость ответа на возникшую
ситуацию, т.е. время, протекающее от
момента появления раздражителя до
начала действия, а не скорость самого
ответного движения.

В
связи с тем, что ловкость проявляется
во многих действиях в практических
целях их можно известным образом
сгруппировать:

Ловкость,
проявляемая с предметами (метания и
ловля, манипуляции с предметами –
«ручная умелость»).

Ловкость,
проявляемая в изменении позы (встать,
лечь, сесть).

Ловкость,
проявляемая в различных видах
передвижений (ходьба, бег, лазание,
ползание, преодоление препятствий).

Ловкость,
проявляемая в двигательной деятельности
с сопротивлениями (перетягивание,
переталкивание, вырывание из рук
соперника предмета, элементы борьбы,
фехтования, бокса).

Ловкость,
требующая согласованных действий
участников группы (садиться и вставать,
держась за руки, передавать по шеренге
предмет).

6.
Ловкость, проявляемая в командных
действиях, требующих тактической
согласованности (все виды командных
игр).

Упражнения

Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Туристские походы.

Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.

Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.

Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.

1.1 Сила

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена.

Что такое физические качества спортсмена

Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

5 физических качеств спортсмена

В спорте важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств

Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.

Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.

Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений

Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике

Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).

Двигательные способности

В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».

Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.

К двигательным способностям относят:

  • силовые
  • скоростные
  • скоростно-силовые
  • двигательно-координационные способности
  • общую и специфическую выносливость.

Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
  • физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
  • биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
  • телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
  • хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Заключение

Физические качества отличаются от других качеств личности тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.

Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.

Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.

Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector